Eesti keeles

О некоторых темах в газете "Марий Эл" конца января, начала февраля

Язык и патриотизм

Статья профессора И. Иванова "Одинокое дерево ветер ломает" в номере газеты Марий Эл от 1 февраля посвящена проблемам марийского языка, его сохранения и развития. Эта проблема, что естественно для лингвиста, связывается с выживанием марийского народа вообще ("Языка не будет, не будет и народа"). Тон статьи хорошо характеризуют слова, которыми открывается статья: "Как мне думается, у марийского народа на сегодняшний день есть главное забота – сохранение себя как народа. Это не может заслонить ни что: ни ненормальная жизнь, ни безденежье, ни рыночные неурядицы, ни борьба за власть. Эта опасность у нас под ногами. Марийский народ приближается к краю пропасти".

Выживание марийского народа автор видит в вере в себя, в свои возможности: "Наша вера в одном – наша внутренняя сила, марийский дух, марийское упрямство, стремление к самосохранению, сердечное желание соединения воедино сил всего народа". Марийцы должны поверить в себя, в свои силы. Но для того, чтобы ступить на этот путь, необходимо прийти к согласию между собой. Отсутствие согласия между марийцами – огромное несчастье. По одиночке выживать очень нелегко. От индивидуализма и зависти марийцам необходимо очищаться.

На пути обновления народа стоит много задач, но главная из них – воспитание подрастающего поколения – будущего марийского народа. Это, по мнению профессора-языковеда, необходимо делать через обучение языку и обучение на марийском языке. Автор подвергает резкой критике марийцев и, в особенности, некоторых представителей марийской интеллигенции, которые считают, что марийский язык не нужен и препятствует развитию детей. Он говорит, что такое отношение к языку является прямым наследием 1937-1938 годов.

Вот каким образом аргументирует профессор необходимость введения марийского языка в школьное обучение и, вообще, важность его изучения:

  1. "Если в школе не обучать на марийском языке и довольствоваться лишь преподаванием марийского языка в качестве предмета, он (язык – Э.Ю.) не сможет высоко подняться, постепенно увянет, его корни высохнут… Если в школе не будем преподавать марийский язык, то он никогда не станет равноценным с другими".
  2. "Родной язык развивает мышление ребёнка, учит думать. Учась на родном языке, ребёнок лучше станет понимать окружающую жизнь. Психологи об этом давно говорят… Вот один из лучших марийцев 20-30 годов, В.Т. Соколов, в своё время писал: ’Если ребёнка учить на чужом языке, он очень долго усваивает знания, ум развивается медленно. При обучении на незнакомом языке иногда ум-сознание его и вовсе не успевают проснуться, тогда человек и вовсе остаётся подобно дураку ‘. Вот ответ говорящим ’родной язык развиваться мешает‘. Не мешает, а наоборот, помогает."
  3. "Родной язык воспитывает человека… Если с малолетства остудить интерес ребёнка к родному языку, он не станет опорой своему народу".
  4. "Обучение на родном языке способствует распространению литературного языка в народе, расширяет функции языка. А это опять таки добавляет ему жизненной силы… Поднимает самосознание марийца, прибавляет гордости за свой язык".
  5. "Обучаясь на чужом языке, человек пользуется только готовыми формулами и моделями – готовыми фразами, штампами, связками. А обучаясь на родном языке всё это пропускает через себя, сам ищет, другими словами, думает".

Автор пишет, что нет причин бояться того, что дети не усвоят русский язык. Говоря о введении обучения на марийском языке, имеется в виду, прежде всего, основная школа, в то время как в средней школе обучение может быть продолжено на русском языке. В то же время русского языка настолько много вокруг, что не выучить его просто невозможно.

Данная статья знаменательна по двум причинам. Во-первых, она очень остро затрагивает проблему сохранения марийского народа и его языка, что не часто случается в марийской прессе. Во-вторых, что не менее важно, здесь уделено большое внимание аргументированной защите изучения марийского языка. Хотя некоторые из аргументов больше напоминают лозунги, которые вряд ли приемлемы для использования в широкой языковой пропаганде среди простых и по-своему прагматичных марийцев. Тем на менее это важный шаг в защите марийского языка, поэтому необходимо развивать и использовать такую аргументацию как можно шире.

Политика

Главной новостью политической жизни марийского народа стало известие о проведении 9-10 июня этого года 5-го марийского конгресса.

В связи с этим интересны взаимоотношения между властью и представителями марийского национального движения. Так по сообщению газеты Марий Эл от 1 февраля, 29 января у президента Кислицына прошла встреча с представителями республиканской организации "Марий Ушем". Как пишется в газете, встреча состоялась по просьбе руководителей организации. Не сообщается о конкретной теме разговора, лишь говорится, что обсуждались планы на этот год и поддержание связей с государственными учреждениями и органами самоуправления. Тем не менее большая часть заметки посвящена критике в адрес "Марий Ушем": "Остаётся только сожалеть, что отдельные руководители "Марий Ушем" иногда без всякой причины стараются поставить себя выше других. Из-за этого за последние 10 лет это общество не смогло найти своё место в общественно-политической жизни республики".

В интервью, опубликованном 9 февраля в той же газете это же обвинение почти дословно, звучит из уст "самого близкого к президенту марийца" Государственного секретаря, ответственного за вопросы образования, культуры и, соответственно, взаимоотношения с общественными и национальными организациями, Н.Н. Гаврилова. Теперь не трудно догадаться, кто явился вдохновителем упомянутой выше заметки.

В чём же дело?

Мой интерес привлекла статья "Янгетсола хочет отделиться, Пoртанур не против" из рубрики "Письмо позвало в дорогу" в Марий Эл за 26.01. В статье рассказывается об отделении марийской деревни Янгетсола от колхоза "Маяк" Параньгинского района, в котором центральной усадьбой является татарская деревня Пoртанур. Мой интерес не случаен. Летом прошлого года я посетил деревню Янгетсола с анкетированием в рамках исследовательского проекта, то пришлось услышать много интересного о взаимоотношениях между марийской и татарской частями колхоза.

Для ясности, необходимо упомянуть о том, что Параньгинский район Марий Эл – единственный район этой республики, в котором компактно проживают татары, здесь они составляют большинство. Здесь татары, также занимают основные руководящие должности, как в районной администрации, так и на наиболее важных предприятиях.

История этой марийской деревни такова, что в результате командных решений 60-70 годов, марийский колхоз несколько раз реформировали и, наконец, присоединили к отстающему татарскому колхозу вместе с землёй, которой у марийского колхоза было примерно в 3 раза больше. Центральной усадьбой, почему-то, стала татарская деревня. Соответственно, наиболее важные учреждения соцкультбыта строились именно там, в то время, как в марийской деревне таковых почти нет. Для того, чтобы добраться до сервиса и административных учреждений жителям марийской деревни приходилось преодолевать 12 километров до центральной усадьбы.

Во время анкетирования мне пришлось не раз выслушивать недовольство марийцев таким положением. Самое интересное, при этом, - то, что всё недовольство проявлялось на межэтническом уровне - т.е. виновниками плохих условий жизни марийцев виделись татары: они начальники, марийцы на самых плохих работах, они о марийцах не беспокоятся, из-за них зарплату по полгода не получаем, они марийский язык не знают, а сами только на татарском разговаривают, как будто мы должны их язык знать. В этом смысле характерно высказывание одной учительницы: "Они в нашей республике живут, почему они марийского языка не знают". По словам марийцев, татары несколько раз срывали попытки выхода марийской деревни из татарского колхоза. Важно отметить, что по данным анкетирования жители этой деревни, несмотря на близость к татарам почти не знают их языка (несколько раз приходилось слышать: "умею только ругаться по-ихнему"), в то время, как, например, в марийской деревне (Ялпай), состоящей в марийском колхозе, почти все знали татарский язык – язык соседей из соседнего татарского колхоза.

Теперь, похоже, конфликт разрешён, в том числе и проблема земли, которой, согласно закону, марийцам досталось бы так мало, что её не хватило бы им для самостоятельного существования.

Интересно, что в статье, посвящённой этому событию, совершенно не заметен межэтнический аспект проблемы, все объяснения строятся на экономико-социальных аспектах, которые по-своему убедительны. Это указывает, как мне кажется, во-первых, на определённое табу в освещении межнациональных проблем в марийской прессе. Во-вторых, и на то, что марийцы учатся отстаивать свои права не только призывами и лозунгами, но и экономическими, социальными аргументами, которые лучше воспринимаются оппонентами других национальностей.

Религия

29 января президент Кислицын встречался с настоятелем Свято-Никольского собора города Волжска. На ней президент поддержал (буквально: "посчитал хорошим") предложение верующих о постройке ещё одной церкви в этом городе. Президент пообещал участвовать в церемонии закладки фундамента церкви, а также "в дальнейшем оказывать моральную и материальную поддержку в строительстве храма" (интересно, что в тексте заметки ни разу не использовалось слово "черке" – "церковь", но использовалось слово "храм", которого, вообще-то нет в марийском лексиконе). Это не первое сообщение, где президент Кислицын заявляет о поддержке строительства или восстановления православных церквей. Возникает вопрос: если оказывается материальная поддержка, то не за счёт ли государственного бюджета? Если это так, то деньги налогоплательщиков должны пропорционально выделяться и другим конфессиям. К примеру, марийцы-язычники давно говорят о строительстве своего религиозного центра в г. Йошкар-Ола. Однако, никаких продвижений в этом направлении не наблюдается в первую очередь по причине того, что правительство не изъявляет желания финансировать этот проект. Об отрицательном отношении правительства к этому можно судить по упоминавшемуся выше интервью Н.Н. Гаврилова, в котором он явно не приветствует идею строительства центра.

Эрик Юзыкайн


Fenno-Ugria Infoleht, 2000, nr 2 (22)
SURI
Марийские страницы