Orden Marijskaja pravda

19. 01. 2002 г.

ЛЕОНИД МАРКЕЛОВ:
"ТЕПЕРЬ МАРИЙ ЭЛ МОЖЕТ НЕ СТЫДИТЬСЯ СЕБЯ"

В день годовщины собственной инаугурации Леонид Маркелов оглянулся на первый год своего президентства, ответив на ряд вопросов.

    - Леонид Игоревич, ваша первая мысль, когда вы вошли в кабинет Президента?
    - В тот момент у меня уже были сведения о состоянии республики. Первые мои мысли: что делать с арестованным счетом Марий Эл, что делать с мизерными запасами угля, что делать с долгами энергетикам? Еще не вступив в должность, я неделями проводил в Москве, договариваясь с поставщиками электроэнергии и газа, республика была на грани отключения, уровень платежей упал до 6%. После выборов я даже сказал своим сторонникам: "Такое чувство, что у меня украли победу". Кроме усталости и проблем, которые сразу навалились на меня, мне не оставалось ничего. Республика же находилась в полнейшей кабале. А когда твой регион погряз в долгах и дотациях, губернатору в Москве стыдно и голос подать. Что, клянчить? Сейчас же совсем другая ситуация. Сегодня я проводил совещание с представителями Минэкономразвития России и уже мог говорить с ними на равных, говорить о Марий Эл как о полноценном субъекте Федерации! Теперь мы можем участвовать в федеральных программах. Сейчас Президент даже может объявить тендер для поставщиков топлива - республика станет работать с теми, кто предложит лучшие условия. Теперь мы их выбираем. А раньше мы метались по кабинетам - кто ж нам даст хоть что-то? Республике поверили.

    - Есть ли гарантия, что финансово 2002 год все же будет для республики побогаче?
    
- Бюджет-2002 как раз и говорит об этом. Давайте на цифрах: республиканский бюджет 2001 года - 378 млн. рублей, 2002-го - 683 млн. Разница есть? Делайте выводы. В ушедшем году мы, кстати, собрали в казну 421 млн., перевыполнили план. Я бы с удовольствием купил комбайны для сельского хозяйства или оборудование для науки. Но сверхплановые деньги приходилось направлять на погашение прежних долгов.

   - Тем не менее "простым" людям разница в качестве жизни незаметна. Кухонные рассуждения: как жили, так и живем. Какие задачи вы ставили на 2001 год? Вообще, возможно ли за год что-то изменить кардинально?
    - Первый год - это год выживания. Второй - год реализации идей, проектов. В 2002-м республика получила бюджет развития, впервые. Экономические программы, инвестиции, строительство заводов, первые камни в фундамент которых были заложены еще в прошлом году. А насчет рядовых граждан... Не согласен! Многие говорят: это первый год, когда мы вовремя получаем зарплату. У меня 213 республиканских учреждений, 144 унитарных предприятия, министерства, ведомства, службы - словом, огромное количество людей, получающих заработную плату из республиканского бюджета, и они получают ее в срок. Это разве мало? Да, в некоторых городах, районах проблемы остаются, но копились они годами по вине отдельных горе-руководителей, и эти проблемы мы сейчас преодолеваем.
    Вообще, иногда удивляешься опросам. Спрашивают дядю с голой грудью и сеткой у ларька: ну что, изменилась ваша жизнь к лучшему? Он: не-а, я как собирал бутылки, так и собираю... А он что-то сделал, чтобы жизнь его изменилась? Тот же, кто работает, кто хочет открыть бизнес, кто хочет развиваться, кормить себя сам и кормить других, вот для них в республике созданы все условия. И это главное. Да, конечно, не все из нас могут организовать свое дело. И здесь уже многое зависит от руководителей, которые дают таким людям работу. Приходят новые директора и поднимают производство. В прошлом году я встречался с инвесторами, которые пришли на завод "Потенциал" в Козьмодемьянске. Мы условились о правилах игры: реструктурировали им долги, создали нормальные условия для работы. И вот результат: за прошлый год здесь открылось 280 новых рабочих мест, средняя зарплата по заводу увеличилась с 700 до 1200 рублей. Для Козьмодемьянска это большая победа.
    Разве жизнь не изменилась для простых людей? Моя задача - дать людям работать и платить им зарплату. А, извините, бегать за теми, кто стоит у магазина, ни один президент не в состоянии. Даже в Америке есть свои нищие и бомжи.

    - По ТВ прошел сюжет о том, как представители регионов в Совете Федерации выбивали государственные деньги, чтобы купить себе квартиры. Подумалось: как хорошо, что наш сенатор господин Торшин - москвич. Более того, в московских кулуарах поговаривают о возможном назначении его на пост вице-спикера. Это принесет пользу республике?
    - Торшин уже приносит ей пользу. На это я и рассчитывал, доверяя Александру Порфирьевичу представлять исполнительную власть республики в Москве. Только один пример. В свое время Президент В.Кислицын дал гарантию некой фирме на 2 млн. долларов, а это 65 млн. рублей, на поставку зерна. В итоге - ни зерна, ни денег. Для сравнения: фонд оплаты труда бюджетников всего Горномарийского района - 4,5 млн. рублей. Вы представляете, если б с нашего счета списали 65 млн. рублей, сколько людей в республике месяц жили бы без зарплаты? Так вот благодаря Торшину мы, во-первых, реструктурировали долг на три года, а, во-вторых, сократили его до 18 млн. Далее. В ходе утверждения российского бюджета-2002 все поправки в защиту Марий Эл вносились от кого угодно, только не от наших депутатов в Госдуме РФ. Мы не смогли их найти! Мои коллеги по прежней работе в Думе - Екатерина Лахова, Николай Гончар - вносили поправки. И сенаторы бились за республику, не депутаты!

   - Как вы оцените уровень преступности в республике? Понятно и то, что МВД в федеральном подчинении, и что ваши приоритеты: зарплата - людям и тепло - домам. Но ведь человек может и не донести свою большую зарплату в свой теплый дом...
  
- Ситуация с правопорядком действительно тяжелая, но это беда всей страны. Все то, что в наших силах и компетенции, мы со своей стороны делаем: в кои-то веки вовремя стали выплачивать ту же заработную плату сотрудникам милиции, пайковые, о которых уже забыли, приняли программу "Правопорядок", где предусмотрено и финансирование министерства, и обеспечение техникой, средствами наблюдения...

    - Леонид Игоревич, одна из республиканских газет утверждает, что в Марий Эл эта свобода "растоптана". Вы не в курсе, кем?
    - Поделитесь! Самому интересно, кем. И кто делает такие заявления. В одном хорошем фильме Василий Лановой, игравший милиционера, спрашивает коллегу: "Ты знаешь, за что нас называют ментами?" - "Нет". - "А вот ты задержал парня одного, он песни пел - у него сын родился. Так вот за это". И когда журналисты обижаются на то, как их иногда называют, наверное, надо на себя смотреть... Со свободой слова в Марий Эл все в порядке. У нас нет журналистов, которых преследуют за их работу. Я сам долгое время находился в оппозиции и знаю, что это бесполезно. Но должны же быть рамки приличий, профессиональная этика. А когда журналист за деньги пишет заведомую ложь и его спрашивают, готов ли он ответить за свои слова, он сразу кричит: ату, свободу слова "топчут"!

    - Вы верите прессе?
    - Я привык отвечать за каждое свое слово. Того же желаю и журналистам. А то у нас бывает: газета-однодневка получила некий гонорар, вышла, написала и... пропала. На недавних выборах в Чувашии появилась подобная газетка, где президента Николая Федорова расписали... Возбудили дело по факту клеветы. Президент выиграл. Ну и что? Какой спрос с журналиста? Да никакого. А если б человек проиграл выборы? Одна просьба: будьте честны.

    - Марий Эл долго была пугалом, увы, "благодаря" прессе. Причем виртуальным - о котором никто не знал, в глаза не видел, но о котором писали страшное. На всю страну. Сейчас - де жа вю? Теперь уже в крупнейшей финской газете утверждают, что в Марий Эл творится беспредел, чуть ли не геноцид марийского народа. Видимо, в Финляндии лучше знают положение дел в нашей республике, чем мы сами?
    
- У меня был этот финский журналист, Мика Паркконен, мы записали интервью. А в газете вышло нечто совсем иное, все было перевернуто с ног на голову. Такие фортели случайными не бывают, это планомерная работа. Если бы Маркелов разморозил республику, если бы скопил огромные долги, если б не убрал урожай, вот тогда бы об этом писали. А если нет оснований для критики, их начинают высасывать из пальца. Однако терпеть оскорбление, нанесенное республике, Правительство не намерено. После этого пасквиля, который тут же перепечатали "Добрые соседи", мы готовим иск по факту клеветы. И, заметьте, речь идет о разжигании межнациональной розни - уже за это газету можно привлечь к ответственности. Равно как и за обвинения из того же номера "Добрых соседей" в адрес Правительства Марий Эл в неких взятках. Иск готовим и к финской газете. Будем доказывать свою правоту. Только не как наши оппоненты, а цивилизованно, в суде... Видите? А вы - о свободе прессы. К сожалению, ею пользуются нечистоплотные люди.

     - В свое время В. Зотин отправил несколько десятков марийских юношей учиться в Эстонию. Они окончили магистратуру, теперь учатся в докторантуре. А ведь прошло уже семь лет... Они вообще собираются возвращаться на родину?
     - Они могут возвращаться вместе с женами - работу найдем всем! Но только если их цель - действительно работа. Вот из одной из республик уехали учиться несколько сот мальчиков в медресе Саудовской Аравии, в этот центр ваххабизма. И вернулись. И теперь у республики такая головная боль, что уж лучше бы они не возвращались.

    - После года затишья в республике проявилась оппозиция - на авансцену вышел ваш извечный оппонент В.Кислицын. Не рано ли готовиться к выборам за три года до них?
    
- Оппозиция? Руководители, которые довели республику до краха; директора, которые обанкротили свои предприятия; президенты банков, разорившие свои учреждения и обманувшие вкладчиков; все те, кто за всю жизнь ничего не создал, зато всегда был против любой власти? Не знаю, как эти люди заставят окружающих им поверить снова. О "лучшей" оппозиции и мечтать трудно!.. А если серьезно, зачем обязательно готовиться к войне, если хочешь мира? Хорошо, Маркелов делает что-то не так. Так предложите лучше! Конструктивную критику - выслушаю. Если хотите помочь республике - помогите. А можно ли ей помочь войной амбиций?

Сергей СМИРНОВ.